В соответствии с программой инновационного проекта «Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении», реализуемого в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – детский сад «Звездочка» комбинированного вида Качканарского городского округа, являющегося региональной инновационной площадкой в Свердловской области, 27 апреля 2016 года прошел межокружной семинар для педагогических работников и руководителей дошкольных и общеобразовательных организаций «Универсальная безбарьерная среда в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающая полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов». В семинаре приняли участие 38 педагогов и руководителей из Нижнетуринского городского округа, городских округов Красноуральск, Верхняя Тура, Лесной.
На открытии семинара начальник Управления образованием Качканарского городского округа Мальцева Марина Андреевна отметила важность развития инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. Далее заведующий МДОУ-детский сад «Звездочка» Рыжкова Н.С. выступила с презентацией региональной инновационной площадки ««Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении».
Программа семинара была очень насыщенной. В первой части семинара педагоги получили возможность посетить открытые мероприятия. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на организованной образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию гости вместе с детьми побывали у бабушки-загадушки, вспомнили русские народные сказки, какая семья у волка и узнали о чем мечтают воспитанники группы. При подведении итогов мероприятия заместитель заведующего по ВМР Бородулина С.М., воспитатель Храброва М.А. и учитель-дефектолог Софронова В.Г. познакомили присутствующих с программными задачами Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На совместной познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых сверстников в разновозрастной группе комбинированной направленности приглашенные вместе с детьми рассматривали волшебные магнитные картины и проводили опыты с магнитом. При проведении анализа заместитель заведующего по ВМР Канонерова М.Л., воспитатель Пермякова О.П. и учитель-логопед Галеева М.В. представили участникам Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования иАдаптированную образовательную программу для детей с умственной отсталостью.
Также участники семинара побывали на мероприятии по дополнительному образованию, где дети с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками занимаются фитбол-гимнастикой и смогли понаблюдать их заводной танец на фитбол-мячах. Заместитель заведующего по ВМР Канонерова М.Л. и инструктор по физической культуре Бажина Ж.А. познакомили педагогов с программными задачами программы дополнительного образования «Фитбол-гимнастика».
Произвела впечатление на гостей и прогулка детей с ОВЗ и здоровых воспитанников по сенсорной комнате вместе с колобком, потерявшим свои эмоции, организованная педагогом-психологом Логинова Е.А., которая представила гостям программу индивидуально сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Далее участники семинара побывали на совместном праздничном мероприятии детей с ОВЗ, детей-инвалидов и здоровых обучающихся «Салют, победа!». На котором наблюдали шествие различных видов войск в лице воспитанников разных возрастных групп, изумлялись танцу «Яблочко» детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, смахивали слезинки на песне «Победа», исполненной воспитанницей разновозрастной группы комбинированной направленности Рыжкиной Анной совместно с мамой Татьяной Викторовной.
Вторая часть семинара была представлена докладами педагогов и руководителей МДОУ – детский сад «Звездочка». Заведующий Рыжкова Н.С. рассказала о нормативно-правовых документах, регламентирующих организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов различных форм инклюзивного образования и отметила необходимость разработки таких документов в дошкольном образовательном учреждении, работающем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Заместитель заведующего по ВМР Анохина Н.В. познакомила участников семинара с моделью психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках инклюзивной практики и обсудила с педагогами, каким образом ребенок с ОВЗ может попасть в группу компенсирующей направленности, когда группа будет носить статус группы комбинированной направленности и как работать с родителями, которые не принимают нарушения своего ребенка. Учитель-дефектолог Софронова В.Г. рассказала об особенностях сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед Галеева М.В. показала вариативные методы и технологии обучения детей с ОВЗ, выучила с гостями с помощью мнемотаблицы стихотворение «Весна аукает» Л. Аграчевой. Педагог-психолог Логинова Е.А. рассказала о психолого-педагогическом сопровождении семей, имеющих ребенка с ОВЗ, а воспитатель Жаворонкова Л.Г., работающая с детьми с ОВЗ с 2009 года, поделилась опытом работы по сопровождению родителей в рамках группы комбинированной направленности, рассказала о досугах и минутках доверия, которые проходят в ее группе, трудностях, с которыми она столкнулась, и достигнутых успехах. Музыкальный руководитель Гофлер Н.А. познакомила педагогов с опытом работы по развитию личности ребенка с ОВЗ в музыкальной системе К.Орфа, фурор произвели сводный оркестр педагогов под музыку Л.Минкуса «Огоньки» и импровизация «Праздничный сервиз» под классическую музыку.
На экскурсии по детскому саду гости смогли познакомиться с особенностями предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности, узнать как работать с детьми с ОВЗ с помощью монтессори-материала, какой диагностический материал использует педагог-психолог для диагностики детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста, прогуляться по сенсорным дорожкам и постоять под разноцветным дождем в сенсорной комнате и многое другое.
На подведении итогов участники подарили педагогам детского сада свои синквейны на темы инклюзивного образования детей и даже любви. Семинар завершился уже около 16 часов, а педагогам все никак не хотелось разъезжаться.