От кибербуллинга до колумбайна

От кибербуллинга до колумбайна

Начальник Управления образованием КГО Марина Мальцева рассказала о разновидностях интернет - травли и мерах профилактики в общеобразовательных учреждениях Качканарского городского округа.

Что такое кибербуллинг?

- Это интернет-травля: намеренные угрозы, оскорбления и демонстративное пренебрежение в отношении жертвы, а также распространение компрометирующих данных в интернете. Негативный контент практически невозможно нейтрализовать. Если пользователь пожалуется на фейк или участника кибербуллинга, страницу злоумышленника заблокируют, однако он не встретит никаких серьезных препятствий, если решит создать новый аккаунт.  Анонимность и безнаказанность интернет-среды создает все условия для травли.

Какие виды кибербуллинга бывают?

- Троллинг – это ситуация, в которой агрессоры публикуют оскорбительную информацию о человеке на различных интернет ресурсах, часто информация отличается полным отсутствием норм морали.

- Хейтинг – это негативная и иррациональная критика, проецируемая в комментарии или сообщения к жертве, часто не имеющая никаких оснований.

 - Флэйминг – это гневная оскорбительная вспышка происходящая в комментариях под каким либо материалом, возникает спонтанно и также быстро затухает.

- Киберсталкинг – это преследование, выслеживание жертвы с помощью средств Интернет-коммуникации. Может сопровождаться угрозами расправы и насилия.

- Секстинг – это рассылка видео и фото материалов компрометирующего характера с обнаженным или полуобнаженным изображением жертвы с целью её унизить и подорвать репутацию. Часто используется в качестве мести бывшим партнерам за разрыв отношений.

 

В чем опасность кибербуллинга?

- Троллинг, хейтинг и флэйминг аморальны и вредны, но при этом не несут в себе ярко выраженной опасности для объекта этих действий. Они могут нанести серьезный вред и травму только в совокупности. Кирберсталкинг, секстинг и непосредственно кибербуллинг куда опаснее, способны нанести серьезный моральный вред человеку и повлечь за собой тяжкие последствия.

Пример кибербуллинга. Дети обмениваются личной информацией и даже интимными фотографиями с настоящими или фейковыми собеседниками в соцсетях, а после эти данные и фотографии выкладываются злоумышленниками с оскорбительными подписями и распространяются среди одноклассников и знакомых жертвы.

Как можно противодействовать интернет-травле?

- Деанонимизация интернета (потеря или лишение анонимного статуса), а также обучение детей основам безопасности в интернете: не сообщать о себе личных сведений, не делиться с теми, кого не знает лично, подробностями своей жизни, не снимать и тем более не передавать интимные фотографии и видео, делиться произошедшим с родителями и т.п.

Что такое скулшутинг и колумбайн?

- Скулшутинг - это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников и преподавателей внутри учебного заведения. Колумбайн - это название школы в США, в которой 20 апреля 1999 года произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников.

На что необходимо обратить внимание? Сигналы, которые нельзя игнорировать.

- Внезапное изменение поведения, выходка чрезвычайного характера, приобретение оружия, сообщение, что получил некий знак, сообщение в любой форме о предстоящей расправе, подражание внешности, одежде скулшутеров: узнаваемые стрижка, одежда, например, футболка с провокационной надписью («ненависть», «Бог»), черные перчатки, плащи.

Какие мероприятия по профилактике кибербуллинга, скулшутинга, колумбайна проводятся в школах?

- Мониторинг социальных сетей учащихся, проведение бесед и классных часов, организация и проведение примирительных встреч школьных служб примирения, проведение учебных тренировок, проведение инструктажей с учащимися и педагогами, проведение совещаний и семинаров для педагогов, работа общешкольных родительских комитетов, ежедневное наблюдение за поведением учащихся.

Что бы Вы могли рекомендовать родителям?

  1. Контролируйте социальные сети ребенка, круг общения, его интересы.
  2. Обращайте пристальное внимание на символику, сленг, окружение, увлечения и проблемы детей.
  3. Уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками.
  4. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах.
  5. При необходимости (в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявления агрессивности обращайтесь за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу, психиатру).
  6. Организуйте досуг подростка во внеучебное время.
  7. Учите ребенка общению с людьми вне Интернета.
  8. Не храните огнестрельное и холодное оружие в доступных местах.